Что такое функциональная грамотность?Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957 году. Изначально функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».В настоящее время функциональная грамотность является «одним из главных результатов образования и ориентации в мире профессий» (согласно Г.С. Ковалёвой, руководителю Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, к.п.н.)«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А. А. Леонтьев, лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук)Составляющие функциональной грамотности
- Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни.
- Креативное мышление — умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление является способностью критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
- Глобальные компетенции — это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).
Банк заданий для оценки функциональной грамотности:
•http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
•https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti естественно-научная грамотность
•https://fg.resh.edu.ru/
•Банк заданий по формированию функциональной грамотности (издательство Просвещение) https://media.prosv.ru/fg/
В рамках единой методической недели с целью совершенствования педагогического мастерства педагогов по формированию функциональной грамотности у учащихся на уроках и внеурочной деятельности в МБОУ «Навлинская средняя школа № 1» были проведены мероприятия по теме «Формирование функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся».На подготовительном этапе был разработан подробный план, в котором было предусмотрено охватить разные направления, что позволит выяснить, как учителя формируют читательскую, естественно-научную, математическую грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции. Каждый день методической недели был насыщенным и продуктивным для большинства педагогов и учащихся школы.В первый день состоялось открытие: озвучили тему, цели, план и формы проведения мероприятия, обсудили содержание. Были запланированы открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия.Своим методическим мастерством делились учителя: Н. В. Кузнецова — тема «Политическая система СССР в 1930-ые гг» (10 класс), Д. В. Антонова «Поход Александра Македонского на Восток» (5 класс), Л. В. Маханова «Виды бессоюзных сложных предложений» (9 класс), М. Ю Гаврикова «Обособление обстоятельств» (8 класс). О. Н. Аркатова «Особенности природы Северной Америки» (7 класс). С. С. Макутина «Числовые промежутки» (8 класс).Интересными были методические находки учителей, на своих занятиях они использовали приёмы: «Лови ошибку, «Удивляй», «Своя опора», «Ключевые слова», «Смысловое чтение», «Чтение с остановками», «Инсерт» и другие. Все они способствовали созданию проблемной ситуации, учили работать с текстом, ориентироваться в необычных ситуациях, развивали критическое мышление, заставляли детей мыслить, рассуждать, делать выводы.По итогам был организован круглый стол, на котором проанализировали проведённые мероприятия. Все педагоги поделились своим мнением, отметили успехи и недочёты. Был подведён итог работы педагогов по формированию функциональной грамотности у учеников и намечены пути по совершенствованию педмастерства учителей в данном направлении.