Функциональная грамотность

Что такое функциональная грамотность?Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957 году. Изначально функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».В настоящее время функциональная грамотность является «одним из главных результатов образования и ориентации в мире профессий» (согласно Г.С. Ковалёвой, руководителю Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, к.п.н.)«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А. А. Леонтьев, лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук)Составляющие функциональной грамотности

  • Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  • Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
  • Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  • Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни.
  • Креативное мышление — умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление является способностью критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
  • Глобальные компетенции — это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).

Банк заданий для оценки функциональной грамотности:   

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/   
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti естественно-научная грамотность   
https://fg.resh.edu.ru/
•Банк заданий по формированию функциональной грамотности (издательство Просвещение) https://media.prosv.ru/fg/

В рамках единой методической недели с целью совершенствования педагогического мастерства педагогов по формированию функциональной грамотности у учащихся на уроках и внеурочной деятельности в МБОУ «Навлинская средняя школа № 1» были проведены мероприятия по теме «Формирование функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся».На подготовительном этапе был разработан подробный план, в котором было предусмотрено охватить разные направления, что позволит выяснить, как учителя формируют читательскую, естественно-научную, математическую грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции. Каждый день методической недели был насыщенным и продуктивным для большинства педагогов и учащихся школы.В первый день состоялось открытие: озвучили тему, цели, план и формы проведения мероприятия, обсудили содержание. Были запланированы открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия.Своим методическим мастерством делились учителя: Н. В. Кузнецова — тема «Политическая система СССР в 1930-ые гг» (10 класс), Д. В. Антонова «Поход Александра Македонского на Восток» (5 класс), Л. В. Маханова «Виды бессоюзных сложных предложений» (9 класс), М. Ю Гаврикова «Обособление обстоятельств» (8 класс). О. Н. Аркатова «Особенности природы Северной Америки» (7 класс). С. С. Макутина «Числовые промежутки» (8 класс).Интересными были методические на­ходки учителей, на своих занятиях они использовали приёмы: «Лови ошибку, «Удивляй», «Своя опора», «Ключевые слова», «Смысловое чтение», «Чтение с остановками», «Инсерт» и другие. Все они способствовали созданию проблем­ной ситуации, учили работать с текстом, ориентироваться в необычных ситуа­циях, развивали критическое мышление, заставляли детей мыслить, рассуждать, делать выводы.По итогам был организован круглый стол, на котором проанализиро­вали проведённые мероприятия. Все пе­дагоги поделились своим мнением, от­метили успехи и недочёты. Был подве­дён итог работы педагогов по формиро­ванию функциональной грамотности у учеников и намечены пути по совершен­ствованию педмастерства учителей в данном направлении.