Директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова подробно рассказала корреспонденту РИА Новости о том, какие изменения произойдут в единых государственных экзаменах.
Новая процедура допуска к ОГЭ: «Пообщаемся?»
‒ Оксана Александровна, недавно вы заявили о введении в 2018-2019 учебном году устной части ОГЭ по русскому языку. Как это будет выглядеть на практике?
‒ Сразу уточню, что это не устная часть действующего основного государственного экзамена (ОГЭ), а отдельная процедура ‒ допуск к ОГЭ. Для нас это новый и очень ответственный формат. Несмотря на то, что устные форматы привычны и часто используются на уроках в виде опросов обучающихся, тем не менее, мы ведем речь об одновременном участии всех российских выпускников основной школы в массовой и единой процедуре.
Она будет носить характер собеседования. Всего четыре задания, каждое со своей изюминкой. Первое – чтение вслух. Казалось бы, все элементарно, но тексты подбираются таким образом, чтобы выявить владение орфоэпическими нормами, ударениями и интонационными выделениями.
Второе задание – пересказ. Наши разработчики придумали интересный подход, когда при пересказе прочитанного текста необходимо сослаться на цитату, которая касается содержания текста. Цитату нужно «вплести» в свой пересказ.
Третье задание ‒ монологическое высказывание. На усмотрение учащегося это может быть описание, рассуждение или повествование. Если он выбирает описание, ему будет показана фотография; если ‒ рассуждение, будет задан некий опорный вопрос («нужно ли…»); для повествования будет предложено о чем-то рассказать с опорой на наглядный материал. Все, что необходимо для ответа учащегося, будет содержаться в контрольном измерительном материале.
Последнее задание ‒ участие в диалоге. На проверку выносится умение поддерживать диалог, отвечать на поставленный вопрос, формулировать понятные тезисы, доносить до собеседника коммуникативную задачу.
Бояться всего этого точно не стоит. Апробационные исследования, в которых приняли участие более 800 тысяч школьников, показали очень неплохой результат. Процедура воспринимается позитивно, она простая, но требует проявить себя, раскрыв коммуникативные возможности.
‒ А что делать стеснительному ребенку, которому психологически сложно проявить себя ярким собеседником?
‒ Развитие гаджетов, электронных устройств и социальных сетей приводит к тому, что дети привыкают общаться в письменной форме, им проще быстро написать в WhatsApp. Это неправильно, ведь мы живем в обществе, и, слава богу, пока не только в электронном… Мы разговариваем, решаем совместные задачи.
Все ребята ‒ стеснительные они или нет ‒ должны уметь коммуницировать. Это необходимый навык. Будем его развивать. Устный экзамен как раз и задает планку такого развития.
ЕГЭ по иностранному языку: без акцентов на грамматику
‒ Планируется, что с 2022 года иностранный язык станет обязательным ЕГЭ. Скажите, это уже точно?
‒ Мы опираемся на нормативно-правовые акты, которые действуют в РФ. У нас есть ФГОС. В нем четко указано, что на ЕГЭ выносится не только русский язык и математика, но еще и иностранный язык. К 2022 году ребята, которые обучаются по этому стандарту, выйдут к рубежу завершения школы, а значит, они должны будут в обязательном порядке сдавать ЕГЭ по иностранному языку. Мы к этому готовимся.
‒ Изменится ли сама модель экзамена по иностранному языку или останется действующий контрольно измерительный материал?
‒ Конечно, изменится! Действующий КИМ по иностранному языку создавался для проведения единого государственного экзамена по выбору участником. В нем содержатся задания как базового, так и повышенного и высокого уровней сложности. Этот КИМ разработан для отбора наиболее подготовленных абитуриентов для продолжения образования в вузах. Действующая сегодня модель КИМ однозначно будет пересмотрена. Возможно, это будет отдельный измерительный материал для базового уровня и отдельный для экзамена по выбору. Не исключено, что в одном измерителе будет простроена базовая часть и часть углубленного уровня.
Обязательный экзамен по иностранному языку, безусловно, должен быть акцентирован на базовое освоение стандарта. В экзамене будет предусмотрена устная часть. Пусть и без требований к насыщенной лексике, но умение общаться на простые темы в нем непременно будет заложено.
Письменная же часть будет выстраиваться в соответствие с теми выводами, которые нам дают результаты Всероссийских проверочных работ по иностранному языку, которые проводятся Рособрнадзором с 2018 г. ВПР – некий прототип будущего экзамена, его базовая модель. Модель будущего обязательного ЕГЭ по иностранным языкам, с одной стороны, должна отвечать возможностям нашей системы образования, с другой – задавать некоторую планку для дальнейшего развития
‒ Как вы считаете, учителя и школьники готовы к обязательному ЕГЭ по иностранному языку?
‒ Это самый уязвимый момент. Исследования (НИКО) показывают определенные трудности в освоении данного предмета всеми обучающимися образовательных организаций. У нас вырисовывается не самая благостная картина, до 2022 года есть над чем работать.
Школы выбирают разные программы для обучения иностранному языку: некоторые вводят его с первого класса, другие ‒ с пятого, одни школы отводят минимальное количество часов, другие ‒ проводят уроки иностранного каждый день. Палитра очень разнообразная. Кроме того, должны быть предприняты серьезные изменения в программах повышения квалификации учителей по иностранному языку.
ЕГЭ по русскому языку: без домашних заготовок
‒ На встрече главы Рособрнадзора с родителями вы упомянули о важном изменении в ЕГЭ по русскому языку ‒ отказе от аргументации с опорой на литературный материал. Чем продиктовано такое решение?
‒ Да, в ЕГЭ по русскому языку было задание (26 задание), в котором нужно написать сочинение по прочитанному тексту, сформулировать одну из проблем, высказать свое мнение, аргументировав его читательским опытом (привести литературный аргумент). Эта формулировка живет уже много лет.
Полная версия — РИА Новости https://ria.ru/sn_edu/20181004/1529903991.html